Вариатор (часть 1)
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Вариатор - это бесступенчатая трансмиссия с внешним управлением, которая
позволяет автоматически плавно изменять передаточное число, выбирая
наиболее оптимальное согласно внешней нагрузке и оборотам двигателя, тем
самым давая возможность максимально эффективно использовать его
мощность. В технике существует множество различных
конструкций такого типа, но на автомобиле получили распространение два
вида вариаторов: клиноременной и тороидный.
Ремонт, диагностика, сервис - Вариатор (часть 1)
Клиноременный вариатор как тип трансмиссии известен
давно. Его главные детали - два раздвижных шкива и соединяющий их
ремень, в сечении имеющий трапецеидальную форму. Если половинки ведущего
шкива сдвинуть, они вытолкнут ремень, словно попавший между ними клин
(отсюда и название "клиноременный"), наружу - радиус шкива, по которому
работает ремень увеличится, следовательно, увеличится и передаточное
отношение. А если половинки ведомого шкива, наоборот, раздвинуть, то
ремень провалится внутрь и будет работать по меньшему радиусу -
передаточное отношение уменьшится. Если оба шкива будут в промежуточном
положении, то передача станет прямой.
Устройство и принцип работы вариатора
Клиноременной
вариатор состоит из нескольких (как правило, одной- двух) ременных
передач, где шкивы образованы коническими дисками, за счет сдвигания и
раздвигания которых изменяются диаметр шкивов и, соответственно,
передаточное число. Разные фирмы разработали каждая свою конструкцию
клиноременного вариатора, так на Audi в трансмиссии Multitronic вместо
ремня применяют цепь, а Honda ставит набранный из металлических пластин
ремень, но принцип от этого не меняется.
Для трогания автомобиля с
места используются обычное сцепление или небольшой гидротрансформатор,
который вскоре после начала движения блокируется. Управление дисками
шкивов осуществляет электронная система из сервоприводов, блока
управления и датчиков.
Начнем с самого простого. Почему
клиновидный ремень? Ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и
"вклинивается" в шкив только своими боковыми поверхностями. При износе
этих поверхностей, благодаря своей форме, он врезается глубже в шкив и
все равно остается в хорошей сцепке с ним. Как изменяется передаточное
число? Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается коленвалом)
таково, что его щеки при воздействии центробежных сил плавно сжимаются и
выталкивают клиновидный ремень все дальше и дальше от центра шкива.
Ведомый же шкив при этом наоборот, разжимается, и ремень на нем плавно
утопает все ближе и ближе к центру шкива. Чем больше обороты двигателя -
тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым
меняя передаточное число от коленвала к заднему колесу. Этот процесс
хорошо виден на рисунках,прикрепленных к посту.
Иначе устроен
тороидный вариатор, который состоит из соосных дисков и роликов,
передающих момент от одного диска к другому. Для изменения передаточного
числа меняются положение роликов и их радиусы, по которым ролики
обкатывают диски. И поскольку все усилие сосредоточено в пятне контакта,
то для поворота роликов должны использоваться особые устройства,
способные преодолевать силу прижатия ролика к диску. Так в ниссановском
вариаторе Extroid применена специальная система, где управляемый
электроникой прецизионный гидравлический механизм перемещает обоймы с
роликами вверх или вниз на микроскопическую величину, а далее, из-за
возникшего сдвига относительно оси дисков, ролик поворачивается сам.