Кислородный датчик
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Кислородный датчик (другое наименование лямбда-зонд, датчик
концентрации кислорода) служит для определения количества кислорода в
отработавших газах.
Ремонт, диагностика, сервис - Кислородный датчик
Для обеспечения эффективной (экономичной и экологичной) работы
двигателя внутреннего сгорания соотношение воздуха и топлива в
топливно-воздушной смеси должно быть постоянным на всех режимах работы.
Это достигается использованием кислородного датчика в выпускной
системе. Сам процесс управления содержанием кислорода в выхлопных газах
называется лямбда-регулирование.
- Так, при недостатке воздуха в
топливно-воздушной смеси, углеводороды и угарный газ полностью не
окисляются. С другой стороны, при избытке воздуха оксиды азота полностью
не разлагаются на азот и кислород.
- Лямбда-зонд устанавливается
в выпускной системе. На отдельных моделях автомобилей применяется два
кислородных датчика: один устанавливается до каталитического
нейтрализатора, другой – после. Применение двух кислородных датчиков
усиливает контроль за составом отработавших газов и обеспечивает
эффективную работу нейтрализатора.
- В зависимости от конструкции различают два вида кислородных датчиков:
- двухточечный датчик;
- широкополосный датчик.
-
Двухточечный датчик устанавливается как перед нейтрализатором, так и за
ним. Датчик фиксирует коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной
смеси (λ) по величине концентрации кислорода в отработавших газах.
-
Двухточечный датчик представляет собой керамический элемент, имеющий
двухсторннее покрытие из диоксида циркония. Измерение осуществляется
электрохимическим способом. Электрод одной стороной контактирует с
выхлопными газами, друго - с атмосферой.
- Принцип действия
двухточечного кислородного датчика основан на измерении содержания
кислорода в отработавших газах и атмосфере. При разной концентрации
кислорода в отработавших газах и атмосфере на концах электрода создается
напряжение. Чем выше содержание кислорода (обедненная
топливно-воздушная смесь), тем ниже напряжение, чем ниже содержание
кислорода (обогащенная топливно-воздушная смесь), тем выше напряжение.
-
Электрический сигнал от кислородного датчика поступает в электронный
блок управления системы управления двигателем. В зависимости от величины
сигнала блок управления воздействуют на исполнительные органы
подконтрольных ему систем автомобиля.
- Широкополосный датчик
представляет собой современную конструкцию лямбда-зонда. Он применяется в
качестве входного датчика каталитического нейтрализатора. В
широкополосном датчике значение "лямбда" определяется с использованием
силы тока закачивания.
- В отличие от двухточечного датчика
широкополосный датчик состоит из двух керамических элементов -
двухточечного и закачивающего. Под закачиванием понимается физический
процесс, при котором кислород из отработавших газов проходит через
закачивающий элемент под воздействием определенной силы тока.
-
Принцип работы широкополосного датчика основан на поддержании
постоянного напряжения (450 мВ) между электродами двухточечного элемента
за счет изменения силы тока закачивания.
- Снижение концентрации
кислорода в отработавших газах (обогащенная топливно-воздушная смесь)
сопровождается ростом напряжения между электродами двухточечного
керамического элемента. Сигнал от элемента подается в электронный блок
управления, на основании которого создается ток, определенной силы, на
закачивающем элементе.
- Ток, в свою очередь, обеспечивает
закачку в измерительный зазор и напряжение достигает нормативного
значения. Величина силы тока при этом является мерой концентрации
кислорода в отработавших газах. Она анализируется электронным блоком
управления и преобразуется в управляющие воздействия на исполнительные
устройства системы впрыска.
- При обеднении топливно-воздушной
смеси работа широкополосного датчика осуществляется аналогичным образом.
Отличие состоит в том, что под действием тока происходит выкачивание
кислорода из измерительного зазора наружу.
- Эффективная работа
кислородного датчика осуществляется при температуре 300°С. Для
скорейшего достижения рабочей температуры лямбда-зонд оборудуется
нагревателем.