Дефектовка шатунов
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
При разборке и ремонте двигателя механики редко обращают внимание на
шатуны, полагая, что с ними ничего случиться не может. Однако это не
так: выход из строя шатунов может привести к тяжёлым последствиям,
вплоть до разрушения мотора. Итак, на что надо обратить внимание:
Ремонт, диагностика, сервис - Дефектовка шатунов
1. Износ и задиры на рабочей поверхности нижней головки шатуна.
Причины:
- Длительная работа двигателя.
- Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
- Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
- Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
- Работа двигателя с засорённым масляным фильтром.
Примечание.
Указанные
причины непосредственно на шатуны не влияют. Но они приводят к износу
шатунных шеек коленвала и шатунных вкладышей, а это, в свою очередь,
вызывает повышенные нагрузки на нижнюю головку шатуна. В критических
случаях шатунные вкладыши могут провернуться в нижней головке шатуна.
Всё вышесказанное ведёт к нарушению геометрии нижней головки шатуна.
Проверку размеров шатуна следует выполнятьтак: ставим на место нижнюю
крышку шатуна и затягиваем крепёжные болты предписанным моментом. С
помощью индикаторного нутромера промеряем нижнюю головку в разных
плоскостях и сравниваем полученные данные с размерами, предписанными
производителем. Если полученный размер выходит за пределы указанных
допусков, то нижнюю головку шатуна необходимо отремонтировать.
Крышки шатунов не взаимозаменяемы.
Действия:
Ремонт
нижней головки шатуна. В некоторых случаях - замена шатунов. Проверка
системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена
масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока
цилиндров и коленчатого вала. Следует применять моторное масло
надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки,
менять моторное масло и фильтр. Проверка и при необходимости ремонт
системы охлаждения. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.
2. Износ и задиры рабочей поверхности верхней головки шатуна.
Причины:
- Длительная работа двигателя.
- Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
- Работа двигателя на некачественном и грязном масле.
- Разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
- Работа двигателя с засорённым масляным фильтром.
- Засорение масляных каналов в теле шатуна.
- Неправильная установка втулки верхней головки шатуна.
-
Несоблюдение натяга при установке поршневого пальца в верхнюю головку
шатуна (только для шатунов с прессовой посадкой поршневого пальца).
Примечание.
Вышеперечисленные
причины актуальны для шатунов с плавающей посадкой поршневого пальца,
то есть на те, где в верхнюю головку установлена втулка под поршневой
палец.
При ремонте нижней головки шатуна и замене втулки верхней
головки шатуна обязательно обеспечение одинакового межосевого расстояния
между верхней и нижней головкой на всех шатунах.
Действия:
Ремонт
верхней головки шатуна путем установки новой втулки. В некоторых
случаях - замена шатунов. Для шатунов с прессовой посадкой пальца -
замена шатунов! Проверка системы смазки, масляного насоса и при
необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и
продувка масляных каналов блока цилиндров и коленчатого вала. Следует
применять моторное масло надлежащего качества и регулярно, в
предписанные производителем сроки, менять моторное масло и фильтр.
Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и
при необходимости ремонт системы питания.
3. Изгиб и скручивание стержня шатуна.
Причины:
- Большой пробег двигателя.
- Гидроудар или попадание каких-либо предметов в цилиндры двигателя.
Действия:
Замена шатунов. При наличии подобных повреждений шатуны, как правило, не ремонтируются.
Примечание.
Для
проверки деформации шатунов существуют специальные приспособления.
Проверить геометрию шатунов можно на станке для расточки шатунов, а так
же воспользовавшись лекальной линейкой или поверочной плитой.
4. Износ или разрушение резьбы на болтах крепления нижних крышек шатунов.
Причины:
- Неправильная затяжка крепёжных болтов.
- Перегрев двигателя.
- "Стук" шатунных подшипников.
Действия:
Замена шатунных болтов и гаек. Строгое соблюдение предписанного момента затяжки.
5. Разрушение резьбы в крепёжных отверстиях.
Причины:
- Неправильная затяжка крепёжных болтов.
- Перегрев двигателя.
- "Стук" шатунных подшипников.
Действия:
Изношенная или разрушенная резьба ремонту не подлежит. Замена шатуна.
6. Трещины в шатуне.
Причины:
- Часть причин, приводящих к появлению трещин, перечислена выше, в пункте 1.
- Гидроудар или попадание в цилиндр посторонних предметов.
Действия:
При наличии трещин шатуны ремонту не подлежат.
Примечание:
Определить
наличие трещин можно визуально. Но в большинстве случаев трещины в
шатуне приводят к его разрушению во время работы, что ведёт к тяжелым
последствиям для мотора, вплоть до его разрушения.
Дополнения.
После ремонта шатуны должны быть тщательно промыты и продуты сжатым воздухом для удаления загрязнений.
При
замене хотя бы одного шатуна необходимо взвесить его и путем снятия
металла с приливов на нижней крышке и самом шатуне подогнать массу так,
что бы разница в комплекте для одного мотора не превышала указаний
завода-изготовителя. Как правило, данные показатели не должны превышать:
для легковых двигателей - 4 г; для грузовых двигателей - 15 г.