Дефектовка поршня
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Дефектовка — определение причин поломки мотора по состоянию его
деталей. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что перебирать старые
железки просто бессмысленно, выкинем их и поставим новые. Такой подход
моториста к работе нередко приводит к тому, что отремонтированный мотор
снова ломается, не проехав и пары сотен километров. А всё потому, что
при ремонте моторист устранил только последствия, не выявив Причины
"болезни".
Ремонт, диагностика, сервис - Дефектовка поршня
В поршневом двигателе внутреннего сгорания, как видно из названия,
поршни стоят самыми первыми в цепочке деталей и узлов, которые
превращают энергию сгорания в механическую работу. Их роль в исправной
работе двигателя чрезвычайно важна, поэтому именно с поршней мы и начнем
дефектовку двигателя.
На него действуют механические нагрузки от
давления газов и сил инерции, высокие тепловые нагрузки в периоды
непосредственного соприкосновения его с горячими газами при сгорании
топлива и расширении продуктов сгорания. Дополнительно поршень
нагревается от трения о стенки цилиндра.
Поршни двигателей
внутреннего сгорания должны иметь достаточную прочность, жесткость при
незначительной массе (для уменьшения сил инерции), обладать высокой
теплопроводностью и износостойкостью. В современных двигателях
наибольшее распространение получили поршни из алюминиевых сплавов. Такие
материалы по большинству своих параметров удовлетворяют требованиям,
предъявляемым к поршням. Но одним из недостатков алюминиевых сплавов
является их низкая тепловая стойкость (повышение температуры до 300 °C
приводит к снижению механической прочности алюминия на 50-55 %)
Внимательно осмотрите поршни для определения их износа.
Дефект 1. Повреждения верхней части поршня
Причины:
Слишком высокая температура сгорания.
Отсутствие
охлаждения поршня через масляные каналы в нём.
Действия:
Проверьте
систему питания и при необходимости отрегулируйте. Прочистите масляные
каналы. При наличии сильных повреждений замените поршни на новые.
Дефект 2. Местные задиры на поршне
Причины:
Недостаток смазки в паре "поршень-цилиндр".
Повышенная температура поверхности цилиндра.
Деформация цилиндра.
Действия:
Замените по вреждённые детали на новые. Проверьте смазку и правильность работы системы смазки (масляный насос, фильтр и т.п.).
Дефект 3. Радиальные трещины в камере сгорания
Причины:
Воздействие чрезмерно высокой температуры на днище поршня — результат перегрузки двигателя.
Действия:
Замените повреждённые детали на новые.
Дефект 4. Эрозия и выжженные места на днище поршня (для дизеля)
Причины:
Неправильное опережение впрыска.
Повреждение, подтекание форсунок, неправильно установленные форсунки.
Действия:
Проверьте и отрегулируйте систему впрыска топлива. Проверьте цилиндр на наличие повреждений. Замените повреждённый поршень.
Дефект 5. Эрозия "юбки" поршня в области отверстия подпалец
Причины:
Неправильная
установка стопорных колец или старые стопорные кольца, в результате
чего они выпали, и поршневой палец торцевой стороной контактировал с
цилиндром.
Поломка стопорных колец — как результат несоосности
поршневого пальца и коленчатого вала, погнутого шатуна, из-за конусности
шеек коленчатого вала или большого осевого смещения коленвала.
Действия:
Устраните
повреждения цилиндра двигателя. Проверьте соосность поршневого пальца и
коленчатого вала, устраните осевой зазор на коленвале. При замене
поршней убедитесь, что стопорные кольца установлены правильно.
Дефект 6. Задиры поршня с серьёзными повреждениями в нижней части "юбки"
Причины:
Недостаток смазки.
Недостаточный зазор между поршнем или цилиндром.
Деформация гильзы.
Общий перегрев двигателя.
Недостаточная циркуляция охлаждающей жидкости (местный перегрев).
Действия:
Проверьте цилиндры и систему
охлаждения. Замените повреждённые детали, устраните неисправности.
Дефект 7. Разрушение перемычек между канавками колец
Причины:
Использование топлива с низким октановым числом.
Высокое
давление сгорания — результат неправильной регулировки впрыска или
использования при запуске двигателя аэрозолей, увеличивающих степень
сжатия.
Действия:
Замените поршень и кольца. Проверьте регулировки.
Дефект 8. Износ канавок под поршневые кольца
Дефекты
могут быть и не столь ярковыраженными, поэтому в обязательном порядке
прочистите канавки под поршневые кольца и оцените их износ. Сделать это
можно следующим способом. Возьмите новый комплект поршневых колец либо
калибр подходящей толщины. Кольцо вставляем в соответствующую канавку и с
помощью щупа проверяем зазор между поршнем и кольцом.
Допустимый
зазор — не более 0,15 мм. Если зазор больше — поршень отбраковывают,
даже если по прочим пунктам проверки он вас устроил. Больший зазор
говорит о полной выработке ресурса и необходимости полноценного ремонта
двигателя. Если по всем вышеизложенным параметрам поршень пригоден к
дальнейшей эксплуатации, необходимо провести диагностику блока. Практика
показывает, что очень часто при вполне исправных поршнях блок может
иметь сильный износ, и наоборот — "смерть" поршня не означает "смерть"
блока.