Что такое минеральное масло?
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Что такое минеральное масло?, ремонт, диагностика, сервис - Замена масла
Минеральное масло имеет минеральную основу, поскольку являются продуктом
нефтяного происхождения, производится путем перегонки мазута, оно
отличается нестабильностью своих характеристик и высокой степенью
испаряемости. Минеральные масла, также могут изготавливаться из
технических сельскохозяйственных культур. Поскольку технология
производства «минералки» относительно не сложная, — цена таких масел
значительно ниже, нежели синтетических масел.
Ремонт, диагностика, сервис - Что такое минеральное масло?
В натуральном чистом виде минеральные масла практически не встречаются,
так как необходимые смазочные свойства могут иметь только при
«комнатных» температурах без тяжёлых нагрузок. Поэтому в ДВС применяются
только со стабилизирующими присадками, что бы сделать масла более
работоспособными. Такие присадки способствуют увеличению
антикоррозионных, противоизносных, а так же моющих свойств минеральных
моторных масел. Ведь эксплуатационные характеристики масел минерального
происхождения, не позволяют выдерживает слишком высокие температуры, оно
быстро густеет на морозе, а при закипании засоряет двигатель продуктами
горения. Как раз из-за таких характеристик, минеральное масло для
автомобилей кроме самой основы содержит около 12% присадок. Качественное
минеральное масло должно производится из хороших нефтепродуктов и иметь
высокую степень очистки.
Состав минерального масла
«Минералка», которая применяется как смазочный материал имеет такой состав:
Щелочные и циклические парафины;
Циклановые – 75-80 %, ароматические – 10-15 % и циклано-ароматические углеводороды – 5-15 процентов;
Мизерное количество ненасыщенных и алкановых углеводородов.
Минеральные
масла так же содержат кислородные и сернистые производные углеводороды,
а еще и смолисто-асфальтовые соединения. Но в основу смазочных масел
для двигателей все эти соединения не входят в том количестве, в котором
описано выше, ведь они проходят глубокую очистку.
Кроме самой
базы «минералки» различной вязкости, масло также содержит различный
набор присадок, которые кроме улучшения основных эксплуатационных
показателей являются и недостатком. Так как высокие температуры пагубно
на них влияют, присадки относительно быстро выгорают, а результате чего
масло изменяет свои свойства. Это особенно сказывается на моторах с
большим пробегом.
Для нормальной работы ДВС замену минерального
масла рекомендуют производить после пробега 5 – 6 тыс. км, пока оно еще
не успело потерять свойства.
Вязкость минерального масла
Не
только в минеральном, но и в других маслах (синтетика, полусинтетика)
вязкость является важнейшей характеристикой. В моторных маслах, как и в
большинстве ГСМ, вязкость изменяется в зависимости от температуры (чем
она ниже, тем больше масло становится вязким и наоборот). Для нормальной
работы двигателя она не должна быть выше или ниже определенного
значения, то есть запуская холодный двигатель при минусовой температуре,
вязкость масла большой не должна быть, а в жаркое время года, запуская
горячий, масло не должно быть сильно жидким, дабы обеспечивать между
трущимися деталями прочную пленку и необходимое давление масла.
Еще
одной не менее важной характеристикой минерального масла является
индекс вязкости. Данный показатель характеризует зависимость вязкости от
изменяющейся температуры.
Индекс вязкости масла – безразмерная
величина (просто число) которая не измеряется в каких-то единицах. Это
число показывает «степень разжижения» масла, и чем выше данный индекс,
тем шире температурный диапазон при котором обеспечивается нормальная
работоспособность двигателя. В минеральных маслах в которых нет
вязкостных присадок, величина индекса вязкости колеблется от 85 до 100, а
с присадками могут составлять до 120. Малый индекс вязкости говорит о
плохом запуске двигателя при низкой температуре окружающей среды и
плохой его защите от износа при высокой температуре.
По стандарту
SAE основные показатели вязкости (виды) масел на минеральной основе
могут быть такими: 10W-30, 10W-40 и 15W-40. Где 2 цифры, разделенные
буквой W обозначают температурный диапазон в котором данное масло можно
применять. То есть его вязкость при нижнем пороге температуры и при
верхнем должна обеспечивать нормальную работу мотора. К примеру если это
10W40, то его температурный диапазон применяемости составляет от -20 до
+35 °С по Цельсию, причем при +100 °С его вязкость должна составлять
12,5–16,3 сСт. Таким образом, при подборе масла для двигателя, нужно
понимать, что в минеральных маслах, вязкость изменяется обратно
пропорционально температуре. Т.е. чем температура масла выше, тем его
вязкость становится ниже и наоборот. Характер этой зависимости
отличается в зависимости от того из какого сырья и каким способом было
сделано масло.
Толщина масляной пленки между трущимися
поверхностями зависит от вязкости масла. А это в свою очередь зависит на
работу двигателя и его ресурс. Как мы разбирались выше с температурной
зависимостью вязкости определили что высокая вязкость сопровождается
большой толщиной масляной пленки, а с понижениям вязкости масла, толщина
пленки становится меньше. Поэтому, чтобы предотвратить износ некоторых
деталей (кулачок распредвала – толкатель), приходится добавлять в
«минералку» кроме вязкостных присадок еще и противозадирные, поскольку в
таком узле как этот создавать масляную пленку нужной толщины стает не
возможным.
Масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы.
Кроме основных характеристик минерального масла существуют и несколько других.
Такое
понятие как температура вспышки является показателем легкокипящих
фракций. Данный показатель определяет испаряемость масла в процессе
эксплуатации. У не качественных маслах температура вспышки низкая, что
способствует высокому расходу масла.
Температура застывания –
этот показатель определяет температуру при которой минеральное масло
застывает и теряет текучесть за счёт кристаллизации парафина.
Щелочное
число – определяет способность масла к нейтрализации вредных кислот и
противодействии отложениям за счет активных присадок.
Кислотное число – показывает наличие продуктов окисления масла.
К
основным недостаткам минерального масла относится нестабильность
параметров при различных температурах, а также быстрое окисление и
разрушение (выгорание присадок при высоких температурах) что негативно
влияет на работу двигателя.
А единственным преимуществом – является цена.
Минеральные
масла по большей части используется в качестве механической смазки,
хотя гидрокрекинговые масла полученные методом перегонки и глубокой
очистки с добавлением пакета присадок даже используется современными
автомобильными марками (например, Субару) используются в качестве смазки
для двигателя. Такое минеральное масло получается близким по качеству к
«синтетике», но быстрее стареет, теряет свои свойства. Поэтому
приходится производить замену масла в два раза чаще. Рекомендации
автопроизводителя по применению масла можно найти в технической
документации. Хотя зачастую стараются лить только синтетическое масло,
которое напорядок превосходить минералку, что правда, цена, также
значительно выше. Обычное же минеральное масло предназначается либо для
старых типов двигателей, либо в моторы с большим пробегом и только в
теплое время года. Конкретное предназначение определяется классификацией
по уровню качества.
Что такое минеральное масло? - Замена масла