Вес колёсных дисков
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Вес колёсных дисков, ремонт, диагностика, сервис - Шиномонтаж
Тот факт, что большая масса автомобиля замедляет его ускорение и
удлиняет тормозной путь, ни у кого сомнений не вызывает. В то же время,
вопрос массы колёсных дисков и резины не так уж часто «всплывает» при
обсуждении этой проблемы.
Между тем эта масса имеет весьма
большое значение: во-первых, эти детали входят в состав неподрессоренной
массы автомобиля, а во-вторых от неё зависит такой важный показатель,
как инерция вращения.
Ремонт, диагностика, сервис - Вес колёсных дисков
Неподрессоренная масса состоит из суммы масс резины,
колёсных дисков, тормозных механизмов, некоторых частей подвески – в
общем, всего того, что двигается вертикально относительно кузова
автомобиля синхронно с колёсами. Неподрессоренная масса типичного
автомобиля составляет около 15% его полной массы. Если не учитывать
влияние упругих свойств авторезины, вся эта масса двигается вверх и вниз
в зависимости от неровностей дороги.
Соотношение подрессоренной и
неподрессоренной массы автомобиля является чрезвычайно важным
показателем, так как сила, с которой неподрессоренные компоненты
подталкивают автомобиль снизу вверх на неровностях дороги, должна
выравниваться подрессоренной массой, которая принимает на себя эти
толчки. В момент, когда колесо наезжает на бугор, на него начинает
действовать сила, подбрасывающая колесо вверх со скоростью, которая
зависит от упругости покрышки, размера бугра и скорости автомобиля. При
этом, чем больше неподрессоренная масса, тем большую кинетическую
энергию должна поглотить подвеска – если мы не хотим, чтобы так же была
подброшена вверх подрессоренная масса, т.е. кузов со всем, что в нём
находится. Таким образом, чем меньше неподрессоренная масса, тем мягче
будет ход автомобиля. Если соотношение масс неблагоприятное, колеса не
будут с достаточной силой прижиматься к поверхности дороги на
неровностях – то есть пострадает не только мягкость хода, но и «хватка»
автомобиля за дорогу.
Инерция – свойство объекта сопротивляться
изменениям. Соответственно, инерция автомобиля – основная сила, которая
преодолевается в процессе ускорения. В последующем, уже при движении,
инерцию будет необходимо преодолевать уже для торможения. Если
обратиться к точной формулировке из физики, то «инерция есть свойство
материи оставаться в покое либо в состоянии равномерного поступательного
движения до тех пор, пока к ней не будет приложена внешняя сила».
Причём же тут колёса – кроме, конечно, того факта, что их масса является
составной частью общей массы автомобиля? В отличие от большинства
других деталей автомобиля, колёса раскручиваются, когда вы нажимаете на
газ – тем самым вы придаёте им энергию для вращения. Чем колёса тяжелее,
тем больше энергии и времени требуется на то, чтобы изменить скорость
их вращения. Это ещё не всё – вместе с колёсными дисками и покрышками
вращаются также тормозные диски и карданный вал, причём с той же
скоростью. Ещё быстрее порой раскручиваются детали трансмиссии и
консольная часть вала у заднеприводных и полноприводных автомобилей.
Далее, коленвал, демпфер колебаний, маховик и муфты – все раскручиваются
до оборотов двигателя, а это весьма высокий показатель. На низких
передачах всем этим многочисленным деталям приходится раскручиваться на
большую скорость за малые промежутки времени – а это значит, что
сопротивление силы их инерции становится очень значительным.
Итак,
каковы же последствия вышеизложенных проблем на практике? Для примера
возьмём последнюю модель Honda Civic с колёсными дисками и резиной из
специального набора для апгрейда. Стандартно автомобиль комплектуется
резиной 185/65 производства Dunlop и стальными 14-дюймовыми дисками.
Каждое
колесо при этом весило 15,5 кг. Их сменили на покрышки Nitto 205/40 и
17-дюймовые диски, при этом вес каждого колеса увеличился до 19,5 кг.
Этих четырёх килограммов (26%) лишнего веса на каждое колесо хватило для
того, чтобы мощность автомобиля по замерам на динамометрическом стенде
снизилась на целых 5%. Это говорит о том, что увеличение массы
вращающихся деталей даже на килограмм уже вполне существенно: в данном
случае каждый килограмм, добавленный к каждому колесу Honda Civic,
«съел» более 1% мощности, измеренной на колёсах.
Увеличение размеров дисков и колёс
Предположим,
вы ездите на 15-дюймовых дисках и резине 205/65. Это вполне заурядная
конфигурация: в Австралии, к примеру, это стандартная комплектация
полицейских машин. Диск весит около 9,5 кг, а типичная покрышка 205/65 –
немногим менее 10 кг. Таким образом, у нас есть 4 колеса по 19,5 кг
каждое.
Допустим, вы решили сохранить резину, но сменили диски на
легкосплавные, 15-дюймовые. Допустим, они буду весить 8 кг, таким
образом, каждое колесо станет весить 18 кг, сбросив полтора килограмма,
или примерно 8%.
Вы какое-то время ездите вполне довольным, а
затем решаете сменить покрышки на 16-дюймовые 225/50. Ваш выбор падает,
скажем, на диски ROH Reflex весом 8 кг и резину Yokohama S1-Z, которая
тянет на 10,7 кг. Таким образом, каждое колесо стало весить 18,7кг – в
итоге по сравнению с оригинальным набором вы выиграли всего 0,7 кг на
колесо, хотя и приобрели очень хорошие покрышки.
Продолжим наши
выкладки. Допустим, вы решили ещё раз сменить и диски, и резину, «запав»
на 17-дюймовые ROH Z5 по 8,5 кг каждый, и Yokohama A520 формата 235/45,
по 11,9 кг каждая. Таким образом, вы довели вес каждого колеса до 22 кг
– белее, чем на 20% тяжелее изначального. Такая прибавка вполне реально
будет стоить вам замедленного разгона автомобиля.
Чтобы дать вам
дальнейшую пищу для размышлений, предлагаем ознакомиться с
характеристиками девятнадцати дисков и двенадцати покрышек от разных
производителей. Вы можете легко заметить, что вес продуктов одного и
того же формата может существенно различаться. Вероятно, покупая в
следующий раз диски и покрышки, вы будете куда внимательнее относиться к
их весу.
Вес колёсных дисков - Шиномонтаж