Роторно-поршневой двигатель
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Ро́торно-поршнево́й дви́гатель внутреннего сгорания (РПД, двигатель
Ва́нкеля), конструкция которого разработана в 1957 году инженером
компании NSU Вальтером Фройде, ему же принадлежала идея этой
конструкции. Двигатель разрабатывался в соавторстве с Феликсом Ванкелем,
работавшим над другой конструкцией роторно-поршневого двигателя.
Ремонт, диагностика, сервис - Роторно-поршневой двигатель
Особенность двигателя — применение трёхгранного ротора (поршня),
имеющего вид треугольника Рёло, вращающегося внутри цилиндра
специального профиля, поверхность которого выполнена по эпитрохоиде
(возможны и другие формы ротора и цилиндра).
Преимущества и недостатки
Преимущества перед обычными бензиновыми двигателями
-Низкий
уровень вибраций. Роторно-поршневой двигатель полностью механически
уравновешен, что позволяет повысить комфортность лёгких транспортных
средств типа микроавтомобилей, мотокаров и юникаров;
-Главным
преимуществом роторно-поршневого двигателя являются отличные
динамические характеристики: на низкой передаче возможно без излишней
нагрузки на двигатель разогнать машину выше 100 км/ч на более высоких
оборотах двигателя (8000 об/мин и более), чем в случае конструкции
обычного поршневого двигателя внутреннего сгорания.
-Высокая удельная мощность(л.с./кг), причины:
1.Масса
движущихся частей в РПД гораздо меньше, чем в аналогичных по мощности
«нормальных» поршневых двигателях, так как в его конструкции отсутствуют
коленчатый вал и шатуны.
2.К тому же однороторный двигатель выдаёт
мощность в течение трёх четвертей каждого оборота выходного вала. В
отличие от «нормального» четырёхтактного поршневого двигателя, который
выдаёт мощность только в течение одной четверти каждого оборота
выходного вала (современный серийный РПД с объёмом рабочей камеры 1300
см³ имеет мощность 220 л.с., а с турбокомпрессором — 350 л.с.).
-Меньшие в 1,5-2 раза габаритные размеры.
-Меньшее на порядок (два-три десятка вместо нескольких сотен) число деталей
За
счёт отсутствия преобразования возвратно-поступательного движения во
вращательное, двигатель Ванкеля способен выдерживать гораздо большие
обороты, и с меньшими вибрациями, по сравнению с традиционными
двигателями. Роторно-поршневые двигатели обладают более высокой
мощностью при небольшом объёме камеры сгорания, сама же конструкция
двигателя сравнительно мала и содержит меньше деталей. Небольшие размеры
улучшают управляемость, облегчают оптимальное расположение трансмиссии
(развесовка) и позволяют сделать автомобиль более просторным для
водителя и пассажиров.
Недостатки:
-Соединение ротора с выходным валом через
эксцентриковый механизм, являясь характерной особенностью РПД Ванкеля,
вызывает давление между трущимися поверхностями, что в сочетании с
высокой температурой приводит к дополнительному износу и нагреву
двигателя.
В связи с этим возникает повышенное требование к
периодической замене масла. При правильной эксплуатации периодически
производится капитальный ремонт, включающий в себя замену уплотнителей.
Ресурс при правильной эксплуатации достаточно велик, но не заменённое
вовремя масло неизбежно приводит к необратимым последствиям, и двигатель
выходит из строя.
-Наиболее важной проблемой считается состояние
уплотнителей. Площадь пятна контакта очень невелика, а перепад давления
очень высокий. Следствием износа уплотнителей являются высокие утечки
между камерами и, как следствие, падение КПД и токсичность выхлопа.
Проблема быстрого износа уплотнителей на высокой скорости вращения вала была решена применением высоколегированной стали.
-Другой
особенностью двигателей Ванкеля является его склонность к перегреву.
Камера сгорания имеет линзовидную форму, то есть при маленьком объёме у
неё относительно большая площадь. При температуре горения рабочей смеси
основные потери энергии идут через излучение. Интенсивность излучения
пропорциональна четвёртой степени температуры, таким образом идеальная
форма камеры сгорания — сферическая. Лучистая энергия не только
бесполезно покидает камеру сгорания, но и приводит к перегреву рабочего
цилиндра. Эти потери не только снижают эффективность преобразования
химической энергии в механическую, но и вызывают проблемы с
воспламенением рабочей смеси, поэтому в конструкции двигателя часто
предусматривают 2 свечи.
-Меньшая экономичность на низких оборотах по
сравнению с обычными ДВС. Устраняемо отключением работы каждого n
поршня, что так же влечёт снижение температурной нагрузки.
-Высокие
требования к геометрической точности изготовления деталей двигателя
делают его сложным в производстве — требуется применение
высокотехнологичного и высокоточного оборудования: станков, способных
перемещать инструмент по сложной траектории эпитрохоидальной поверхности
камеры объёмного вытеснения.