Система смазки двигателя
Бесплатная консультация и расценка по телефону:

Двигатель внутреннего сгорания состоит из множества трущихся друг о
друга деталей. Процесс трения деталей называется фрикциями. В двигателях
внутреннего сгорания фрикции являются отрицательными процессами, так
как напрямую вызывают износ деталей и уменьшение КПД двигателя. Для
уменьшения фрикционного износа, в двигателях применяется система смазки
трущихся деталей. Для двигателей внутреннего сгорания применяется самая
распространенная система смазки двигателя – комбинированная. Для
двухтактных двигателей – топливная, то есть моторное масло смешивается с
топливом. Во время работы подмешанное масло смазывает узлы и детали
двигателя.
Ремонт, диагностика, сервис - Система смазки двигателя
В комбинированной системе смазки масло может выполнять и охлаждающие
функции. Для
охлаждения самого моторного масла в некоторых системах
применяются масляные радиаторы, которые включаются в контур забора масла
и установлены в передней части моторного отсека. Для двигателей
небольшого литража применяются теплообменники. Обычно это узел, на
который устанавливается масляный фильтр. Теплообменник имеет выходы для
подключения контура
охлаждения. Процесс
охлаждения масла совмещен
непосредственно с охлаждением двигателя. Охлаждающая жидкость, проходя
через теплообменник, забирает часть тепла от подаваемого в двигатель
моторного масла, исключая его перегрев и разложение под действием
высоких температур. В комбинированной системе смазки масло подается под
давлением в масляные каналы. Но при этом смазывание происходит как под
давлением, так и при помощи образующейся масляной ванночки,
разбрызгиванием.
Устройство системы смазки
Комбинированная система смазки ДВС включает в себя несколько основных элементов:
• Поддон
• Масляный насос
• Заборник
• Масляный фильтр
• Контуры подачи масла к деталям и узлам
Поддон
Это
конструктивно установленная на блок цилиндров (в нижней части) ёмкость,
в которой находится моторное масло. Поддон изготавливается из железа
или алюминия. Для исключения образования масляной пены, между поддоном и
блоком цилиндров установлена пеногасительная пластина. У поддона
имеется резьбовое сливное отверстие. Форма поддона обычно имеет
наклонные плоскости, углубление для заборника масляного насоса. Заборник
должен устанавливаться с учетом неполного забора масла со дна поддона.
Делается это для недопускания попадания частиц мусора скапливающихся на
дне поддона в масляный насос.
Контроль уровня масла производится
при помощи щупа с делениями, указывающими на допустимое количество.
Контроль должен проводиться постоянно и при малейшем изменении уровня,
необходимо устранять причины подъема или опускания уровня масла.
Повышенный расход масла указывает на отсутствие компрессии в цилиндрах,
износ турбины, или износ сальников. Повышенный уровень может
свидетельствовать об утечке охлаждающей жидкости в поддон, залегании
компрессионных колец.
Замена масла производится строго с учетом
рекомендаций производителя. Менять масло на другие марки по API (не
рекомендованные производителем) не следует.
Масляный насос
Узел,
который подает масло под давлением в систему смазки двигателя.
Разновидностей масляных насосов множество (поршневые, шестеренчатые,
воздушные и др.). Для двигателей внутреннего сгорания применяются насосы
шестеренчатые. Масло нагнетается при помощи двух
шестерен, подогнанных друг к другу с минимальным зазором между зубьями. В
корпусе насоса находится редукционный клапан, который сбрасывает
излишки давления масла. Приводится в действие насос вращающимся
коленвалом непосредственно или при помощи цепной передачи. К масляному
насосу присоединяется заборник с сетчатым фильтром грубой очистки.
Масляный
фильтр Предназначен для очистки масла от металлических примесей,
появляющихся в процессе эксплуатации двигателя, от конденсата воды, от
других вредных веществ. Крепится в непосредственной близости к масляному
насосу, обычно на резьбовом соединении. Фильтр имеет форму цилиндра с
отверстием в центре для подачи масла и отверстиями по краю для подачи
отфильтрованного масла в каналы смазки. Существуют фильтры несменные, в
таких фильтрах меняется только фильтрующий элемент. Остальные фильтры
меняются вместе с заменой масла.
Принцип работы системы смазки
При
запуске двигателя начинает вращаться масляный насос, который подает
масло в фильтр, далее масло поступает в каналы смазки и распределяется
на узлы, которые работают в режиме повышенного износа. Это шейки
коленчатого вала (коренные, шатунные), шейки распредвала и в
турбированных двигателях пальцы поршней и турбина. Во многих
турбированных двигателях стоят специальные форсунки, которые подают
масло под давлением на пальцы поршней. После смазки шеек распредвала,
масло образует масляную ванночку в ГБЦ. Этим маслом смазываются бобышки
распредвала и толкатели клапанов, клапаны.
После увеличения
уровня в ванночке, масло по сливным каналам опять поступает в поддон. В
поддоне, под действием движущихся шатунов и выдавливания масла из-под
вкладышей шеек, образуется масляный туман, который разбрызгивается по
стенкам цилиндров. После смазывания цилиндров, оно снимается со стенок
маслосъёмными кольцами. Избыточное давление, которое возникает в
картере, снимается при помощи сапуна. Сапун представляет собой
устройство задержки масла и выпуска воздуха из картера. Выход сапуна
подключается к заборнику воздушного фильтра.
Процесс смазки
происходит непрерывно, пока работает двигатель, контроль давления масла
осуществляется при помощи установленного датчика на выходе фильтра и
указателя давления на приборной панели. При малейшем несоответствии
давления (мигание лампочки контроля), двигатель немедленно должен быть
остановлен.