Турбонаддув японских автомобилей
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Турбонаддув японских автомобилей, ремонт, диагностика, сервис - Диагностика и ремонт двигателя
Неважно, какая надпись нанесена на ваш автомобиль: "TURBO" или "TWIN
TURBO", речь в том и другом случае идет о турбонаддуве. В этой статье
речь пойдёт о том, что же такое турбонаддув, как с ним обращаться, чтобы
он как можно дольше не доставлял хлопот, и что можно сделать, если эти
хлопоты возникнут.
Ремонт, диагностика, сервис - Турбонаддув японских автомобилей
Принципиальных различий в устройстве турбонаддува (далее по тексту —
т/н) нет, есть различия в размерах, конструкции некоторых узлов,
исполнении т/н. Рассмотрим его работу и устройство на примере одного из
самых массовых, хотя и не самого надежного т/н Toyota СТ-20.
Турбокомпрессор в разрезе (Фото):
1 — улитка компрессора;
2 — корпус;
3 — стопорные кольца;
4 — стяжной хомут;
5 — улитка турбины;
6 — уплотнительное кольцо со стороны турбины (аналогичное есть со стороны компрессора, на рис. его не видно);
7 — колесо турбины;
8 — промежуточные втулки подшипников скольжения;
9 — упорный подшипник скольжения;
10 — колесо компрессора;
11 — гайка.
Термин
"турбина", часто применяемый для обозначения т/н, не совсем
соответствует истине, так как турбина является всего лишь одной из
составных частей т/н. Т/н состоит из корпуса, вала с крыльчатками, двух
опорных и одного упорного подшипников скольжения, системы уплотнений,
двух улиток, в которых вращаются крыльчатки.
На всю эту
конструкцию навешен пневмопривод, приводящий в действие байпасный
(перепускной) клапан (на некоторых моделях он отсутствует). Назначение
байпасного клапана — регулировать обороты турбины и, соответственно,
производительность компрессора. Когда давление воздуха на выходе из
компрессора начинает превышать оптимальное, срабатывает пневмопривод,
открывающий клапан. В результате часть выхлопных газов напрямую выходит в
выхлопную систему, и обороты турбины снижаются.
Сама турбина —
это крыльчатка, неразъемно насаженная на вал и приводящая во вращение
другую крыльчатку — компрессор. Турбина изготовлена из жаростойкого
сплава, компрессор — алюминиевый, вал — обычная среднелегированная
сталь. Отремонтировать эти детали невозможно, их можно только заменить.
Исключение составляет изношенный вал, который иногда можно перешлифовать
и под получившийся размер изготовить новые подшипники.
Корпус
т/н представляет собой сплошную отливку из чугуна, в которой на
подшипниках вращается вал. Изнашиваются обычно постель под подшипники и
гнездо под уплотнительное кольцо. Исправить можно расточкой под новый
размер. Улитка турбины — чугунная деталь сложной формы. Именно она
формирует газовый поток, вращающий турбину.
Улитка компрессора
представляет собой алюминиевую отливку с механически обработанным местом
под компрессор. Вращающийся компрессор засасывает воздух через
центральное отверстие, сжимает его и по кольцевому каналу подает в
двигатель.
На первый взгляд, конструкция проста. Но высокая
точность изготовления всех без исключения деталей, сложные поверхности,
точное литье могут создать много проблем даже в условиях хорошо
оборудованной мастерской. Тем более что далеко не каждый конкретный т/н
можно отремонтировать, порой проще собрать из имеющихся деталей другой.