Замена лямбда-зондов
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Лямбда-зонд (λ-зонд) — датчик кислорода (например: в выпускном коллекторе двигателя или дымоходе отопительного котла). Позволяет оценивать количество оставшегося несгоревшего топлива или кислорода в выхлопных газах.
Ремонт, диагностика, сервис - Замена лямбда-зондов
При сгорании в бензиновом двигателе происходит физико-химический
процесс, в ходе которого углеводородные молекулы топлива реагируют с
кислородом, содержащимся в поступающем воздухе.
Возникающие при этом химические соединения на 99% безвредны (азот,
углекислый газ, водяной пар), но оставшийся процент содержит вредные
элементы, такие, как угарный газ CO, несгораемые углеводороды HC и окиси
азота NOx. Одной из целей развития автомобильных технологий является
устранение этих компонентов эмиссии в максимально возможной степени.
Ключевыми факторами при этом являются оптимизация процесса сгорания в
двигателе и система очистки выхлопа.
Трехканальный каталитический
конвертер по-прежнему остается наиболее эффективным средством
преобразования HC и CO в безопасные воду и углекислый газ (окисление) и
NOx в азот (восстановление) в бензиновых двигателях. В то же время
катализатор работает только в узком диапазоне пропорций
воздушно-топливной смеси, близком к 14,7:1 (λ=1). Если смесь
перенасыщена топливом (λ«1), коэффициент преобразования NOx остается
высоким, но CO и HC окисляются недостаточно. Если смесь слишком бедная
(λ>1), ситуация меняется на противоположную.
Для поддержания
оптимальной пропорции воздушно-топливной смеси необходим датчик,
передающий сведения о составе выхлопных газов в систему управления
двигателем. Именно для этого служит лямбда-зонд, измеряющий остаточное
содержание кислорода в выхлопном газе и передающий эти данные в блок
управления в форме электрического сигнала. В зависимости от сигнала
воздушно-топливная смесь обогащается или обедняется. В дизельных
двигателях лямбда-зонд выполняет другую функцию: вместе с массовым
расходомером воздуха он помогает точно определять степень рециркуляции
выхлопных газов для каждого рабочего режима.
Типы зондов
За
последние тридцать лет получили распространение два типа лямбда-зондов —
стоковые LSH и LSF и широкополосные LSU. В стоковых выхлопные газы
проходят по внешней стороне керамического измерительного элемента,
внутри которого находится эталонный воздух. В зависимости от остаточного
содержания кислорода в выхлопе, на двух полюсах сенсорного элемента
возникает разная концентрация молекул кислорода. Поскольку керамический
датчик пропускает ионы кислорода, они могут перемещаться между двумя
сторонами сенсорной ячейки, создавая электрическое напряжение. Стоковые
датчики генерируют высокое напряжение (около 0,9 В) при насыщенной смеси
(низкое содержание остаточного кислорода в выхлопных газах) и низкое
(около 0,1 В) — при бедной смеси (высокое содержание кислорода). Скачок
напряжения между отдельными уровнями происходит при λ=1. Классический
стоковый зонд с подогревом или без представляет собой так называемый
контактный датчик. В 1994 г. компания Bosch первой в мире начала на базе
керамической планарной технологии серийный выпуск стоковых зондов,
устойчивых к высоким температурам и воздействиям окружающей среды.
Современное поколение зондов LSF4.2 отличается быстрым временем
реагирования, готовностью к работе через 10 секунд после пуска двигателя
и долгим сроком службы.
Широкополосные зонды, выпускающиеся с
1998 г., отличаются от стоковых более широким диапазоном измерения и
производятся исключительно на базе планарной технологии. Принцип
действия широкополосного зонда основан на постоянном поддержании
значения λ=1 в измерительной камере при помощи насосного тока.
Измерительная камера отделена от потока выхлопных газов пористым
диффузионным барьером. При насыщенной смеси в измерительную ячейку
накачивается кислород, для чего к насосной ячейке подводится
«отрицательный» ток. При λ=1 насосный ток равен нулю. При обедненной
смеси кислород выкачивается из измерительной ячейки «положительным»
током.
Исходящий сигнал широкополосного зонда пропорционален
остаточному содержанию кислорода в выхлопных газах. Такие датчики
необходимы, прежде всего, в бензиновых двигателях с прямым впрыском на
обедненных смесях, а также в газовых и дизельных двигателях, чтобы блок
управления двигателем мог получать точные данные о составе смеси даже
при λ>1. Последнее поколение широкополосных зондов Bosch, LSU4.9,
поддерживает диапазон измерений при значениях от 0,7 до бесконечности, а
также отличается высоким уровнем точности сигнала и временем
реагирования менее 30 мс. Благодаря этому возможен индивидуальный
контроль состава смеси для каждого цилиндра и, как следствие, более
экономичная и экологичная работа двигателя. Полная готовность датчика к
работе достигается в течение менее 10 секунд после пуска двигателя, что
позволяет еще больше сократить вредные выбросы в фазе прогрева.