Причины детонации двигателя при выключении зажигания и запуске
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Причины детонации двигателя при выключении зажигания и запуске, ремонт, диагностика, сервис - Диагностика и ремонт двигателя

Такое явление, как детонация двигателя, знакомо практически каждому
автовладельцу. Чаще всего она возникает при движении в гору на высокой
передаче с небольшой скоростью. К звуку работы двигателя внутреннего
сгорания (ДВС) примешивается жесткий металлический стук, который многие
принимают за стук поршневых пальцев.
Ремонт, диагностика, сервис - Причины детонации двигателя при выключении зажигания и запуске
Что такое детонация?
Детонация – это процесс
взрывного воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. В то время
как нормальная скорость распространения фронта пламени составляет около
30 м/с, при детонации огонь распространяется в десятки раз быстрее – до
2000 м/с.
В нормальных условиях смесь начинает воспламеняться,
когда поршень немного не доходит до верхней мертвой точки, угол
опережения зажигания составляет обычно 2-3 градуса. Завершается вспышка
после того, как поршень минует ВМТ. В случае детонации смесь
воспламеняется еще в середине такта сжатия. Поршень испытывает сильное
противодействие, в итоге пропадает мощность двигателя и значительно
повышается расход топлива.
Данное явление никогда не идет на
пользу мотору, однако детонацию можно разделить на допустимую и
недопустимую. В первом случае ее даже не всегда удается заметить. Обычно
она возникает на низких оборотах и продолжается недолго. Чаще всего
подобное происходит в двигателях небольшого объема с относительно
большой мощностью и крутящим моментом (например, 107 л.с. и 135 Нм при
объеме 1,4 л). Недопустимая детонация, как правило, возникает в
форсированных ДВС при повышенных нагрузках на высоких оборотах. Всего
после нескольких секунд работы в таких условиях, мотор может получить
критические повреждения.
Существует еще одно явление, которое
автовладельцы нередко путают с детонацией – дизелинг. Мотор после
выключения зажигания продолжает работать рывками, то с повышением, то с
понижением оборотов, звук работы двигателя при этом металлический,
схожий со звуком детонации. Это явление иного рода и причины его
появления иные: при глушении мотора, бензин в цилиндрах
самовоспламеняется из-за высокой степени сжатия, как в дизельном ДВС,
отсюда и название. Не следует путать дизелинг с калильным зажиганием –
там при глушении рабочая смесь воспламеняется от нагретых электродов
свечей и нагара.
Чем опасна детонация?
Весь
кривошипно-шатунный механизм и головка блока цилиндров испытывают
разрушающие нагрузки, способные при длительном воздействии привести к
поломке ДВС. Кроме того, температура в цилиндрах также поднимается до
недопустимых значений (до +3700 градусов), что грозит прогаром прокладки
ГБЦ, а также коррозией днища поршня и зеркала цилиндров.
Прокладка
головки блока – это первая деталь, которая придет в негодность из-за
детонации. Она способна перенести лишь кратковременную работу в режиме
запредельных термических и механических нагрузок. Худшее,
чем грозит детонация – замена блока цилиндров, коленчатого вала,
поршневой группы и головки блока.
Причины возникновения детонации
Причины, в силу которых возникает данное явление, можно разделить на три группы:
• октановое число бензина;
• конструктивные особенности ДВС;
• условия эксплуатации автомобиля.
Влияние октанового числа
В
отличие от дизельного двигателя, в котором воспламенение рабочей смеси
происходит благодаря высокой степени сжатия, в бензиновом для этой цели
применяется система зажигания. Смесь бензина и воздуха поджигается
искрой, возникающей между электродами свечей.
Степень сжатия у
бензиновых моторов намного меньше, это связано с тем, что бензин не
столь устойчив к детонации, как дизельное топливо. Основной
характеристикой бензина является октановое число, отражающее его
детонационную стойкость. Чем оно выше, тем сильнее можно сжать
топливно-воздушную смесь.
Если автомобиль, силовой агрегат
которого рассчитан на применение топлива с октановым числом не ниже 95,
заправить бензином марки АИ-92, то с высокой долей вероятности можно
утверждать, что при высоких нагрузках рабочая смесь в цилиндрах будет
детонировать.
Однако проблема может появиться и в случае, если
марка топлива соответствует рекомендациям производителя. Все дело в
качестве бензина. Статья опубликована в паблике Auto. Недобросовестные
продавцы нередко самостоятельно повышают октановое число, путем
добавления в горючее сжиженного пропана или метана. Эти газы очень
быстро испаряются, после чего в баке остается низкооктановый бензин.
Вследствие
детонации низкооктанового топлива, в камере сгорания усиленно
образуется нагар, который, в свою очередь, может вызвать такое явление,
как калильное зажигание. В этом случае двигатель продолжает работать
даже после выключения зажигания. Причины его возникновения в том, что
воспламеняется топливно-воздушная смесь не от искры, а от раскаленных
электродов свечи или нагара.
Причины детонации двигателя при выключении зажигания и запуске - Диагностика и ремонт двигателя