Система адаптивного рулевого управления
Бесплатная консультация и расценка по телефону:
Система адаптивного рулевого управления, ремонт, диагностика, сервис - Ремонт подвески и трансмиссии
Пока большинство автопроизводителей только присматриваются к рулевому
управлению по проводам (steer-by-wire) компания Nissan разработала и
внедрила на серийных автомобилях систему, в которой отсутствует жесткая
механическая связь между рулем и колесами. Система адаптивного рулевого
управления (Direct Adaptive Steering, DAS) устанавливается на некоторые
комплектации автомобиля Infiniti Q50 с 2013 года. Как следует из
названия, электроника позволяет адаптировать работу рулевого управления к
конкретным условиям движения и индивидуальным запросам водителя.
Ремонт, диагностика, сервис - Система адаптивного рулевого управления
Электронная система адаптивного рулевого управления включает входные
датчики, электронные блоки управления и исполнительные устройства.
В
системе DAS используется два вида датчиков: угла поворота рулевого
колеса и усилия на колесе. Датчик угла поворота рулевого колеса
фиксирует фактический угол поворота. Информация от датчика используется
для вычисления угла поворота передних колес.
Датчик усилия на
колесе устанавливается в рулевом механизме передних колес (конкретную
информацию о количестве и расположении датчиков производитель не дает,
предлагаемая информация является предположением автора). Он служит для
формирования обратной связи с рулевым колесом в зависимости от условий
движения.
Сигналы от датчиков поступают в электронные блоки
управления. Безопасную работу системы адаптивного рулевого управления
обеспечивают три блока управления (первая ступень защиты). Они постоянно контролируют работу друг друга с
готовностью в любой момент взять на себя функции соседа. В своей работе
блоки управления взаимодействуют с другими системами автомобиля.
В
соответствии с заложенной программой блоки формируют управляющие
воздействия на исполнительные устройства: сервопривод рулевого
механизма, сервопровод рулевого колеса, электромагнитное
сцепление.
Сервопривод рулевого механизма обеспечивает поворот колес на
определенный угол. В системе используется отдельный сервопривод на
каждое из передних колес. Сервопривод рулевого колеса создает
электронную симуляцию естественного сопротивления на рулевом колесе,
т.н. обратную связь с дорогой.
Электромагнитное
сцепление
является важным элементом безопасности (вторая ступень защиты). При
подаче электрической энергии
сцепление размыкается,
рулевое управление
осуществляется по проводам. При прекращении подачи электрической энергии
(в том числе в аварийной ситуации) сцепление замыкается,
рулевое
управление производится по традиционной механической схеме.
Электромагнитное сцепление устанавливается в разрезе рулевой колонки.
Работа
электронной системы адаптивного рулевого управления осуществляется
следующим образом. Когда водитель вращает
рулевое колесо, датчик угла
поворота рулевого колеса считывает изменение угла, а электронный блок
управления рассчитывает необходимый угол поворота передних колес.
Сервоприводы рулевого механизма перемещают рулевую рейку и обеспечивают
поворот колес на расчетный угол. Фактическое усилие поворота на колесе
измеряется соответствующим датчиком и передается в блок управления.
После обработки информации блок управления посылает сигнал на
сервопривод рулевого колеса для имитации обратной связи с дорогой.
Система
Direct Adaptive Steering позволяет водителю выбирать характер обратной
связи (усилие на рулевом колесе и реакцию системы). В настройках
предусмотрены три режима работы: тяжелый, стандартный и легкий. Кроме
перечисленных режимов, усилия и реакции системы могут быть
персонализированы (настроены под конкретного водителя).
Система
адаптивного рулевого управления имеет несколько существенных
преимуществ, отличающих ее от традиционного механического управления:
быстродействие;
точность управления;
отсутствие вибраций на рулевом колесе;
возможность реализации новых функций.
Прямой
цифровой канал от рулевого колеса к рулевой рейке и обратно
обеспечивает высокое быстродействие и точность движения по выбранной
траектории, что делает управление транспортным средством более
комфортным, информативным и безопасным. Кроме того, система позволяет
двигаться прямолинейно при сильном поперечном ветре без подруливания.
Система DAS защищает водителя и от чрезмерных вибраций руля, которые
наблюдаются при движении по неровным дорогам. При этом сохраняется связь
с дорогой.
Система адаптивного рулевого управления открывает
широкие перспективы для реализации новых функций, особенно в части
активной безопасности. В настоящее время на базе системы построена
активная система движения по полосе, в которой с помощью видеокамеры и
блока управления осуществляется автоматическое удержание автомобиля в
центре полосы движения.
Недостаток у электронной системы
адаптивного рулевого управления, пожалуй, один, да и то психологического
свойства. Пока сложно свыкнуться с мыслью, что ты управляешь
автомобилем лишь виртуально, а реально все делает электроника.